
Залогом успешного размещения акций любой компании на рынке является её инвестиционная привлекательность.
Вот уже десятилетие государство не оставляет надежды вывести акции КТЖ на IPO. Однако, текущее состояние и показатели деятельности монополиста далеки от возможности формирования привлекательного предложения для инвесторов.
Для исправления ситуации существует ряд эффективных решений, большинство из которых уже прописаны в действующем законодательстве и отработаны на практике. Мы неоднократно писали об этом.
Сохранение монопольного гиганта с консолидацией в его структуре функций по управлению ж/д инфраструктурой и организации перевозочного процесса лишает отрасль возможности эффективного развития, потребителей– качества и доступности услуг, государство – альтернативных источников инвестиций и, соответственно, только стимулирует рост нагрузки на бюджет.
Мы уже писали о том, что обсуждаются поправки в действующее законодательство, предусматривающие снятие ограничения на отчуждение акций Национальной железнодорожной компании.
Поясним, сегодня Законом РК «О железнодорожном транспорте» установлено ограничение на отчуждение более 10% пакета акций Национальной железнодорожной компании. Это направлено на сохранение государственного контроля над стратегической инфраструктурой страны.
В случае устранения данного пункта открывается путь к полной приватизации КТЖ вместе с его инфраструктурными активами. А это уже угроза национальной безопасности!
Возмущение вызывает и факт, что внесение указанных изменений и успешное размещениеакций компании на рынке не гарантируют инвестиции в развитие ж/д инфраструктуры.
Наоборот, это может спровоцировать рост тарифов на перевозку, высокие барьеры для входа на потенциально конкурентные ниши и снижение уровня государственного регулирования в стратегически важных сегментах рынка.
В данном случае, возникает вопрос как государство будет решать вопросы развития транзитного и экспортного потенциала страны, социально-значимых маршрутов, а также, в целом, принимать срочные оперативные и стратегические решения?